Владислав Резник: «Качественный коньяк не может стоить дешево!»

    Устарело

    Прошло уже 2 года с момента смены руководства в Союзе производителей коньяка, спирта и алкогольной продукции. О том, что удалось сделать за это время и как изменилась ситуация на рынке, газете Wine Weekly рассказал председатель этого объединения, депутат Госдумы Владислав Резник.

    Владислав Резник: «Качественный коньяк не может стоить дешево!»

    – Одной из главных задач Союза вы назвали борьбу с подделками. Какие конкретные шаги уже предприняты для устранения фальсификатов с полок магазинов? Вы упомянули, что в ходе экспертиз было выявлено множество несоответствий ГОСТу. Какие меры принимаются в отношении производителей, чья продукция не соответствует стандартам? 

    – Союз работает в тесном сотрудничестве с контролирующими органами. Мы, как и ранее, продолжаем еженедельные закупки в торговых сетях коньяков, которые, на наш взгляд, неоправданно дешевы, и отправляем образцы на экспертизу в Испытательный центр Всероссийского научно-исследовательского института пивоваренной, безалкогольной и винодельческой промышленности Российской академии наук. В случае обнаружения несоответствия ГОСТу по составу – направляем обращение в Росалкогольтабакконтроль. 

    На основе обращений Союза было проведено 15 контрольных проверок, по итогам которых организациям было объявлено 81 предостережение о прекращении оборота алкогольной продукции, не соответствующей обязательным требованиям. Информация направлялась вФТС России и использовалась при проверочных мероприятиях, по результатам которых был не допущен ввоз более 710 тонн коньяка, не соответствующего требованиям ГОСТа. 

    Мы регулярно публикуем протоколы экспертиз с выявленными нарушениями на сайте и каналах Союза, где они набирают десятки тысяч просмотров. Подписчики регулярно обращаются с просьбой провести экспертизу того или иного напитка, вызывающего у них подозрения. Также поступают просьбы публиковать протоколы экспертиз, в ходе которых не было выявлено нарушений, но мы этого не делаем – оставляем информирование о соответствии продукции ГОСТу самим производителям и стараемся воздерживаться от рекомендаций. 

    Союз не стремится стать «верификатором качества» для коньяков. С этим отлично справляются другие организации, в частности Роскачество. Наша задача как союза производителей – системная консолидированная работа по устранению контрафакта и обеспечение честной конкуренции качественной продукции на полке российских магазинов. 

    – Недавно был принят новый закон, ужесточающий требования к производителям алкогольной продукции. Какие ключевые изменения он вносит?

    – В течение 2024 года было принято несколько федеральных законов, совершенствующих государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. 

    Среди особо значимых следует отметить Федеральный закон № 46-ФЗ от 11.03.2024. В этом документе повышены капитальные требования к производителям этилового спирта (за исключением дистиллятов винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового, ромового и винодельческой продукции). 

    Также были увеличены требования к уставному капиталу таких производителей (с 10 млн руб. до 100 млн руб.). При этом был введен запрет на оплату уставного капитала лица, получающего лицензию заемными и неденежными средствами. Кроме того, закон № 46-ФЗ ввел требования по раскрытию производителями этилового спирта и спиртных напитков контролирующего лица (физ. лицо более 50% контроля в капитале), бенефициарных владельцев (физ. лица с более 25% контроля в капитале), акционерной структуры капитала (юр. лица, прямо или косвенно контролирующие 25% капитала), персонального состава органов управления. 

    Также были введены новые требования к деловой репутации акционеров и органов управления производителей этилового спирта и спиртных напитков, с использованием перечня лиц с неудовлетворительной деловой репутацией. Юридическими последствиями внесения граждан в перечень станут невозможность в течение 5 лет входить в органы управления либо контролировать компании – производители этилового спирта и спиртных напитков. 

    Подобная практика недопущения к бизнесу лиц с неудовлетворительной деловой репутацией хорошо зарекомендовала себя в банковской сфере и способна стать дополнительным инструментом в борьбе с незаконным производством спирта, который далее является основой для контрафактной алкогольной продукции. 

    Более того, по нашей инициативе сейчас рассматривается вопрос о запрете регистрации на таких лиц технологического оборудования для производства спирта. Для честных производителей эти изменения станут дополнительной защитой от недобросовестной конкуренции. Мы уверены, что новые меры пойдут на пользу всей отрасли – они помогут убрать с рынка тех, кто систематически нарушает закон и уклоняется от уплаты налогов, создавая неравные условия для честных производителей. Это позволит сделать рынок более прозрачным и повысить качество продукции для потребителей. 

    Насколько эта мера своевременна и важна – это можно увидеть, ознакомившись со статистикой на сайте Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками (https://fsrar.gov.ru/terminy_i_opredelenija). Речь идет о тысячах ликвидированных нелегальных производств, линий розлива и основного технологического оборудования, сотнях миллионов литров нелегального этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. 

    Кроме того, в ноябре был принят Федеральный закон № 433-ФЗ от 30.11.2024, который усиливает государственный контроль за производством и оборотом спиртосодержащей непищевой продукции. Этот документ вводит требования об обязательной маркировке средствами идентификации спиртосодержащей непищевой продукции, в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». 

    При этом вместо требования формального декларирования объемов производства спиртосодержащей непищевой продукции введено обязательное условие деятельности по автоматическому предоставлению указанных сведений в специализированную государственную информационную систему. Кроме того, был введен запрет на совмещение производства спиртосодержащей непищевой продукции обособленным подразделением организации, осуществляющим производство алкогольной продукции. Аналогичный запрет уже действует в отношении возможности совмещать производство этилового спирта и алкогольной продукции на одних и тех же мощностях. 

    – И как эти законы повлияли на рынок?

    – Участники нашего Союза поддерживают эти поправки. Они не создают никакой сложности для бизнеса и отрасли, напротив, будут способствовать обелению рынка и его росту за счет уменьшения доли контрафактной продукции. Добросовестные производители от данных ограничений только выиграют, потребители получат больше качественной продукции и меньше контрафактного алкоголя. 

    Этиловый спирт – это основа производства алкогольной продукции, очень чувствительной области, как в социальном плане, так и с точки зрения экономики. Производство и реализация спирта, как и его расходование при производстве алкогольной продукции, отслеживаются и контролируются на каждом этапе, что должно гарантировать качество алкогольной продукции и обеспечить поступление в бюджет акцизов. Напомню, что это 740 рублей за 1 литр безводного спирта в 2025 году. 

    Так что если какой-то бизнесмен предпринимает попытки избежать контроля и скрыть от регулятора объемы и параметры производства спирта, то мы получаем как минимум недополучение доходов бюджета, как максимум – массовые отравления фальсификатом. В любом случае деловая репутация такого человека, очевидно, неудовлетворительная и совершенно логичным будет запрет для него на дальнейшую деятельность по производству этанола. В отрасли не место тем, кто ставит свои собственные интересы выше интересов государства и здоровья его граждан. 

    – Как новые требования к уставному капиталу и деловой репутации производителей повлияют на малый и средний бизнес в отрасли? Будут ли для них предусмотрены исключения или послабления?

    – Закон однозначно дает понять, что малому бизнесу в производстве этилового спирта не место. Однако в нем речь идет только о производителях этилового спирта, за исключением дистиллятов винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового, ромового и винодельческой продукции. 

    – Как вы считаете, повлияют ли новые стандарты и ужесточение контроля на цены на алкогольную продукцию? 

    – Крупные ответственные производители уже соответствуют всем стандартам и нормативам и уделяют больше внимание контролю качества, это уже заложено в себестоимость. 

    – Как вы оцениваете влияние повышения минимальной розничной цены на коньяк на рынок и потребителей? 

    – Минимальные розничные цены на коньяк увеличились с 556 до 651 рубля. На наш взгляд, качественный коньяк не может стоить дешево, это мы видим и по результатам проводимых нами экспертиз напитков, и по результатам взаимодействия с отечественными производителями полного цикла, которые считают и эту минимальную цену для коньяка недостаточной. 

    Дешево может стоить только контрафакт – напиток, который не является коньяком, так как содержит невиноградные спирты или иным образом нарушает технологию производства в целях удешевления продукта. Повышение минимальной розничной цены отчасти лишает производителей контрафакта ценового преимущества, а далее уже сам потребитель выберет качество среди сопоставимых цен. 

    – Вы упомянули, что с 2028 года коньяк должен будет изготавливаться исключительно из российского винограда. Как вы оцениваете готовность аграриев к этому переходу? Какие шаги предпринимаются для увеличения объемов выращивания винограда в России? 

    – В прошлом году на эту тему было множество заметных новостей. Представители Минсельхоза сообщали, что на начало 2024 года общая площадь виноградников в России составляла более 105 тыс. га, а в 2024 году было заложено порядка 6 тыс. га новых. В 2025 году также планируется закладка более 6 тыс. га новых виноградников. 

    Глава Республики Дагестан, одного из ведущих регионов по производству винограда, Сергей Меликов рассказывал, что с 2020 по 2023 год площадь виноградных насаждений увеличилась на 2,5 тыс. га, а валовый сбор винограда вырос почти на 40%. Сложный с климатической точки зрения год не выразился в рекордном урожае, который остался на уровне 800 тыс. тонн, посмотрим, каков будет результат в этом году.

    Ознакомиться с полной версией интервью Вы сможете в газете Wine Weekly, пройдя по ссылке: 

    https://heyzine.com/flip-book/c66a0a3fe9.html#page/1

    Скачать свежий выпуск газеты Wine Weekly Вы сможете здесь: 

    https://pressa.ru/ru/magazines/wine-weekly/84#